Мы в соцсетях
ENG

Требования и образцы статей

ДЛЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ В ЖУРНАЛЕ «ВОПРОСЫ ИСТОРИИ»

1. Статья для опубликования должна соответствовать историческому и научному направлению журнала.

2. Ранее опубликованные материалы (включая размещенные в сети Интернет) не принимаются.

3. Оформление статьи должно соответствовать требованиям ВАК и Национальной электронной библиотеки (НЭБ) для включения статьи в РИНЦ. Название статьи, аннотация, ключевые слова, сведения об авторах (фамилия, имя, отчество полностью, место работы, должность), адрес электронной почты (e-mail) приводятся на русском и английском языках. Кроме того, должен быть указан тематический рубрикатор статьи (УДК/ББК или другие библиотечно-библиографические классификационные и предметные индексы). Сноски – автоматические в конце статьи. По просьбе автора редакция имеет возможность присвоить статье международный индекс DOI.

4. Объем статьи не должен превышать 0.5 – 0.7 авт. листа.

5. Редколлегия оставляет за собой право отклонять присланные материалы и определять сроки публикации.

6. Бесплатный печатный авторский экземпляр журнала можно получить в редакции. Рассылкой по почте редакция не занимается. При необходимости может быть предоставлен электронный вариант соответствующего номера журнала в формате PDF.

7. Публикация осуществляется после прохождения статьей внутреннего рецензирования и оплаты переводом на счет ООО «Журнал «Вопросы истории» с учетом ее срочности.

8. По всем вопросам обращайтесь на адрес электронной почты редакции: 095history@mail.ru, zhurnal_vi@mail.ru.

9. Пример оформления статьи:

 

Данилов Валерий Витальевич — аспирант Российского университета дружбы народов (РУДН). E-mail: danvcci@icloud.com.

Danilov Valeriy V. – post-graduate student at RUDN University. E-mail: danvcci@icloud.com.

УДК 93/94

Особенности военного сотрудничества Италии и США в 1991–2018 гг.

В.В. Данилов

Аннотация. В статье рассматривается особенности взаимодействия Италии и США в вопросах безопасности, военного сотрудничества и борьбы с международным терроризмом. В частности, затрагиваются вопросы участия Италии в военных миссиях, инициированных США, а также проблемы обеспечения национальных интересов.

Ключевые слова: Италия, США, международный терроризм, Россия, Ливия, Ирак, Афганистан.

Abstract. The article examines the specifics of cooperation between Italy and the United States in the field of security, military cooperation and the fight against international terrorism. In particular, the issues of Italy’s participation in military missions initiated by the United States, as well as ensuring its national interests, are discussed.

Key words: Italy, USA, international terrorism, Russia, Libya, Iraq, Afghanistan.

 

На протяжении всей истории современной Италии ее отношения с США всегда имели преференциальный характер. Безопасность Италии традиционно опиралась на военный потенциал Вашингтона, в том числе в вопросах «мягкой силы», концепция которой была заимствована у США 1. Однако окончание биполярности – воссоединение Германии, распад Организации Варшавского договора и СССР – привело к фундаментальным сдвигам в международных отношениях, дало мощный импульс кризису традиционного атлантизма, утратившего первоначальный смысл своего существования 2.

По мнению бывшего Чрезвычайного и Полномочного Посла Италии в СССР С. Романо, с окончанием холодной войны наступил момент, когда путям Соединенных Штатов Америки и Италии суждено разойтись 3.

Новая формирующаяся система международных отношений выявила еще большую потребность Италии в сотрудничестве в военной области. Особенно это касалось Средиземноморского региона, так как после распада Советского Союза многие страны региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) получили возможность реализовывать собственные политические устремления. Италия столкнулась с необходимостью детерминировать свою роль в данном регионе. У страны также появились реальные и многочисленные региональные конкуренты. Более того, обострилась угроза национальной безопасности Итальянской Республики, исходящая от международного терроризма, торговли наркотиками и людьми, а также неконтролируемой миграции.

В сложившейся международной ситуации Италия была вынуждена ориентироваться на большее сближение с США, так как в многополярном мире для достижения своих национальных приоритетов оказалось проще развивать двусторонние отношения, чем искать консенсус в альянсе среди стран, которые также активизировали реализацию своих национальных интересов.

С начала 1990-х гг. отношения Италии с США характеризуются совпадением американской военной активности и итальянского курса по внешнеполитическим целям, совместимым с поддержкой американских действий. В этот период Италия продемонстрировала постоянную военную активность в международных миссиях, в основном вместе с США, что было связано с ключевой важностью двусторонних отношений с Вашингтоном для обороны и внешней политики Италии. Политическое и стратегическое измерение в определенной степени сформировало оборонно-промышленные отношения между странами, которые, в свою очередь, в значительной степени определяли их политический вектор.

С окончанием «холодной войны» США стали активнее задействовать союзников для решения своих военно-стратегических целей по глобальному доминированию. В период президентства Билла Клинтона это означало разрешение использовать национальные базы и предоставлять войска или авиацию в случае гуманитарного вмешательства. Итальянские вооруженные силы были задействованы в войне в Персидском заливе в составе военно-морской группы и восьми самолетов Panavia Tornado 4. Командующий ВВС Италии принимал участие в совещаниях по планированию на высоком уровне с США, Великобританией, Францией и другими странами.

В 1993 г. 3500 итальянских военнослужащих были направлены в Сомали в рамках миротворческой миссии, возглавляемой США в соответствии с мандатом ООН.

В течение 1990-х гг. итальянские вооруженные силы действовали на Западных Балканах вместе с США 5. Италия не только предоставила авиабазы в 1995 г., но и совершила боевые вылеты, а в последующий период армия была развернута в рамках миссии НАТО IFOR 6. В 1999 г. Италия не только предоставила необходимые базы для воздушной кампании НАТО против Югославии, но и активно участвовала в авиаударах по территории страны, задействовав 49 самолетов и совершив 172 бомбардировки 7, уступив в их количестве только США и Франции 8.

Период президентства Джорджа Буша-мл. связан с участием Италии в военных действиях для борьбы с терроризмом и распространением ОМУ.

После терактов 11 сентября 2001 г. лидерство США столкнулось с угрозой исламского радикализма. Первые итальянские военнослужащие официально прибыли в Афганистан в январе 2002 г., а в октябре того же года Италия решила существенно увеличить контингент военнослужащих в Афганистане вместе с силами США еще до того, как блок НАТО стал играть ведущую роль в стране (оперативная группа Nibbio).

В 2003 г. США приняли решение о военной интервенции в Ирак под предлогом наличия у Багдада оружия массового поражения, о чем в своем докладе в ООН сообщил госсекретарь Колин Пауэлл 9. Президент США Дж. Буш заявил, что операция начнется и без санкции СБ ООН 10 и, согласно тексту протокола Мэннинга, ведущего советника британского премьера Тони Блэра по иностранным делам, американский лидер заявил о готовности применить все доступные средства и «выкрутить ООН руки» 11.

Однако отсутствие мандата ООН и международного консенсуса в отношении операции «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom), а также сильная внутренняя оппозиция не позволили Италии принять участие в операции в ее первые месяцы. Тем не менее после принятия резолюции СБ ООН № 1483 от 22 мая 2003 г. 12 Италия разместила воинский контингент на юге Ирака, сосредоточив основные силы в городе Насирия.

В данной ситуации Италия стремилась повысить свой авторитет за счет участия в операциях по укреплению мира. Несмотря на растущую поляризацию политической системы Италии в эти годы, а также чередование левоцентристских и правоцентристских правящих коалиций, сохранялась преемственность политического курса Италии в вопросе приоритетности отношений с США в рамках развития трансатлантических связей.

Италия всегда соблюдала принцип атлантической солидарности и при этом старалась позиционировать себя как активный член Североатлантического альянса. Однако участие итальянских вооруженных сил вместе с войсками США было не просто результатом приверженности принципам евроатлантической безопасности. Это, скорее, явилось инструментом для поддержания и укрепления двусторонних отношений с США, которые считались основой национальной безопасности Италии, а также итальянской системы альянсов. В нестабильных регионах, от Западных Балкан до южного побережья Средиземного моря, Италия традиционно использует асимметричные альянсы с более сильными партнерами, такими как США, для решения общих проблем безопасности.

Кроме того, Италия намеренно использовала двусторонние отношения с Вашингтоном в качестве рычага для повышения своего авторитета в отношениях с Францией и Германией. Этот подход в отношении США, несмотря на исчезновение угрозы блокового противостояния с СССР для Западной Европы, сохранялся в постбиполярной системе из-за кризиса безопасности на Балканах и в Средиземном море, а также из-за структурных связей с другими странами – членами ЕС 13.

В начале 2000-х гг. США оставались важнейшей переменной в определении итальянских интересов в сфере безопасности в странах БВСА 14. После смещения приоритетов нацбезопасности США на Большой Ближний Восток ценность Италии как европейского союзника с точки зрения политического и военного вклада в контролируемые США операции повысилась. Участие в зарубежных миссиях стало фундаментальным инструментом оборонной политики Итальянской Республики 15.

Из-за стратегического интереса Италии к процессу европейской интеграции в период после «холодной войны» итальянское правительство пыталось соблюдать баланс между атлантизмом и европеизмом. Еще в 1994 г. министр иностранных дел Антонио Мартино в своей парламентской речи 21 июня напомнил важные руководящие принципы итальянской внешней политики: во-первых, лояльность Североатлантическому альянсу и отношениям с США, а во-вторых, экономическое и политическое сотрудничество в рамках ЕС 16. Италия постоянно поддерживала европейское сотрудничество и интеграцию не только в экономической и политической сферах, но и в области безопасности и обороны. Однако эти европейские усилия традиционно считались взаимодополняющими и не входили в конфронтацию с идеей атлантизма. Как либеральные, так и консервативные правительства Италии соглашались с тем, что страна должна поддерживать два традиционных столпа своей внешней и оборонной политики: преференциальные отношения с США и «прочный якорь» в Европе 17.

В этом контексте заслуживает внимания следующий факт: в то время как операции под руководством США в Афганистане и на Западных Балканах пользовались широкой европейской поддержкой, военное вмешательство в Ирак, наоборот, вызвало глубокие политические разногласия. В тот период политическая и в итоге военная поддержка правительством С. Берлускони действий США выявила превосходство атлантизма над европеизмом.

В целом все четыре правоцентристских правительства С. Берлускони продемонстрировали бòльшую поддержку США, чем правительства во главе с его политическими оппонентами.

Придерживаясь приоритетного курса на выстраивание отношений с США, С. Берлускони в марте 2006 г. выступил в американском Конгрессе 18. Он отметил необходимость сохранения целостности западного мира и подчеркнул, что концепция европейского единства, основанная на стремлении к независимости, является подозрительной с моральной точки зрения и политически опасной 19. В период, предшествовавший парламентским выборам 2006 г., С. Берлускони заявлял, что ранее ни один из членов левоцентристской оппозиции не имел достаточного политического веса, чтобы встретиться с мировыми лидерами: «Наша страна больше не является «маленькой Италией», какой она была ранее» 20.

С. Берлускони не удалось выстроить доверительные отношения с большинством европейских правительств, которые находились под контролем левоцентристских сил, однако за пределами ЕС он смог не просто сформировать доверительные отношения с США 21, но и использовать свои дружеские связи с Россией, что значительно повысило роль Италии в глазах США как союзника в переговорном процессе с Москвой. По мнению С. Романо, С. Берлускони надеялся, что тесные связи с США сделают Италию их привилегированным партнером в Европе наравне с Великобританией 22. После переизбрания Дж. Буша-мл. президентом США в 2004 г. Франко Фраттини, занимавший пост министра иностранных дел, заявил о том, что Италия готова принять на себя роль моста между США и Европой, Средиземноморьем и Ближним Востоком 23.

Тем не менее не стоит переоценивать фактор личностных отношений между двумя консерваторами – Дж. Бушем-мл. и С. Берлускони, с точки зрения традиционного стремления итальянского правительства к прочным отношениям с США независимо от личности президента. Так, демократ Б. Обама не имел дружеских отношений с С. Берлускони, однако в 2009 г. администрация США попросила европейских союзников поддержать стратегический курс Вашингтона в Афганистане, и итальянское правительство немедленно увеличило свой контингент на 1000 военнослужащих, что стало крупнейшим европейским вкладом в эту миссию.

Немаловажную роль в закреплении за Италией статуса надежного союзника США сыграла договороспособность политических сил Италии в вопросе помощи США 24, а также признание международного авторитета Италии другими членами Североатлантического альянса 25. Во-первых, проблема повышения своего престижа, прежде всего в глазах США, является настолько важной для Италии, что лидеры левых и правых движений неизменно ставят ее одной из первоочередных задач своей внешней политики 26. Бывший председатель Совета министров Италии Массимо д’Алема предположил, что действия его правительства на этом направлении трансформировали международный имидж Италии, кульминацией которого стало командование Италией силами ООН в Ливане 27.

Во-вторых, особенность политического единогласия различных итальянских политических движений заключается в том, что все они разделяют концепцию становления Италии как миротворческой силы 28. Известный итальянский политолог Анджело Панебьянко добавляет, что в то время как США, Великобритания и Франция являются воинствующими демократиями, Италия не относится к их числу 29. В статье 11 Конституции Италии провозглашается, что страна «отвергает войну как инструмент нарушения свободы других народов и как средство разрешения международных конфликтов» 30. Однако определение Италии как силы по поддержанию мира не влечет за собой полномасштабный пацифизм. На практике имеется в виду, что Италия может использовать свои вооруженные силы за рубежом только при санкции СБ ООН или, как показывает практика, достаточно и просьбы США. Влияние тезиса о необходимости поддержания мира совместно и под началом США существенно влияет на итальянскую внешнюю политику и политику безопасности, а также объясняет позицию Италии как ведущего участника миротворческих операций ООН.

В-третьих, существует общее понимание среди левых и правоцентристских сил страны, что Италия должна поддерживать равновесие между двумя традиционными столпами итальянской внешней политики: стратегическими отношениями с США как более узкого вектора атлантизма и развитием интеграционных процессов в Европе 31.

Несмотря на неизменное стремление развивать стратегические отношения с Вашингтоном, в политическом истеблишменте Италии внешнеполитический вектор правых сил традиционно ориентируется на США, а левых – на Европу. Однако в итальянской политической системе ротация разнофланговых партий кардинально не меняет основной курс внешней политики. Проамерикански настроенные правоцентристы не могут допускать угрозу фундаментального разрыва с ЕС. Так, правительство С. Берлускони единогласно ратифицировало Лиссабонский договор в августе 2008 г. В свою очередь, второе правительство Р. Проди, будучи явно проевропейским, позаботилось о сохранении отношений с США, оставив свой воинский контингент в Афганистане 32.

К концу четвертого президентского срока С. Берлускони в 2011 г. стало очевидно, что США стараются держать его правительство на расстоянии. Он имел близкие дружественные отношения с мировыми лидерами, особенно с Владимиром Путиным, Муаммаром Каддафи и бывшим президентом США Дж. Бушем-мл. Новый президент США Б. Обама, естественно, не мог предоставить режим благоприятствования человеку такой формации, даже несмотря на то, что Берлускони известен своей проамериканской направленностью 33. Однако такое охлаждение отношений не распространялось на президента Италии Джорджо Наполитано, который лично координировал отношения во время кризиса кабинета С. Берлускони.

Роль Италии как трансатлантического медиатора с Россией и Ливией была болезненно воспринята как странами ЕС, так и США. Напряжение также внесло рассекречивание дипломатических документов «Викиликс» и заявление Джулиана Ассанжа, который охарактеризовал Берлускони как «голос» российского президента в Европе.

Авторитет Италии в трансатлантических отношениях всегда был приоритетнее национальных интересов во внешней политике страны. Очевидно, что Италия не является сверхдержавой и что другие европейские страны, такие как Великобритания, Франция и Германия, в рамках блокового союза представляют большую важность для США. В конце концов, и Великобритания, и Франция имеют более давние исторические отношения с Соединенными Штатами Америки, а Германия является основной европейской экономической державой.

Тем не менее подтверждением ценности для США союза с Италией является тот факт, что 6-й флот ВМС США базируется в Италии. Правовой основой в этой области является Меморандум о взаимопонимании между министерством обороны Итальянской Республики и министерством обороны Соединенных Штатов Америки по вопросу использования объектов и инфраструктуры вооруженными силами США в Италии 34. До 2004 г. его штаб-квартира располагалась в Гаэте, а затем – в Неаполе. Официально заявленная в 2011 г. задача 6-го флота заключается в том, что он «проводит весь спектр миссий по сотрудничеству в области морских операций и безопасности на театре военных действий совместно с коалицией, объединенными, межведомственными и другими сторонами в целях обеспечения безопасности и стабильности в Европе и Африке» 35. Из заявленной миссии следует, что штаб-квартира флота могла бы находиться и во Франции, и в Великобритании как более значимых в рамках Североатлантического альянса странах. Даже если учесть тот факт, что современные гибридные угрозы требуют более мобильного реагирования именно в Средиземноморье, США могли бы разместить флот в Греции или Турции – странах, более близких к основным «горячим точкам» региона. Таким образом, именно стремление повысить свой престиж стало единственной причиной, почему Италия охотно приняла 6-й флот ВМС США. Одновременно это свидетельствует о высокой значимости Италии как союзника для США.

Италия охотнее, чем другие европейские страны, вынужденные координировать свою деятельность на уровне ЕС, приняла в 2016 г. заключенных США из расформированной тюрьмы Гуантанамо. Как отметила пресс-служба американского военного ведомства, «США благодарны правительству Италии за этот гуманный жест и готовность поддержать усилия, прилагаемые для того, чтобы закрыть тюрьму в Гуантанамо» 36.Бывший президент США Б. Обама также подчеркнул, что отношения двух стран основаны на общности целей, касающихся вопросов, связанных с изменением климата, кризисом в миграционной политике, глобальной безопасностью и свободной торговлей. При этом он добавил, что Италия по-прежнему будет близким союзником США 37.Однако наибольшую ценность для США Италия представляет в качестве медиатора в переговорах с наиболее «сложными» для них странами, такими как Россия и Иран. В этой связи дипломатические усилия Италии могут оказаться особенно полезными. Преимущество Италии в отношениях с Россией определяется багажом долговременных экономических, политических и культурных связей Рима с Москвой еще во времена СССР. С Ираном Италия также имеет долгосрочные экономические и политические связи, и страна не воспринимается Тегераном в качестве антагониста в отличие от Франции и Великобритании, о чем свидетельствует принудительное закрытие Британского совета в Иране в 2009 г. 38. Все это говорит о том, что Италия может быть ценным посредником для США по ряду сложных вопросов.

Повышение и поддержание авторитета среди союзников диктует Италии необходимость участия в миссиях под руководством США, потому что в современном мире, по мнению выдающегося итальянского дипломата Сильвио Фаджоло, престиж таких стран, как Италия, измеряется тем, какой вклад она вносит в эти миссии 39.

Кажущаяся приоритетность двусторонних отношений с США является на самом деле частью фундаментальных национальных интересов Италии. Это долгосрочная стратегия, заключающаяся в том, что весомый авторитет в любом западноевропейском интеграционном объединении поможет Италии обеспечивать свои интересы. Преимущественно отношения с США служат интересам Итальянской Республики в оборонной сфере, а также в сфере хотя бы и частичного влияния на США через лоббистский фактор, тогда как ее отношения с Европой отвечают высшим экономическим интересам Италии. Можно сделать вывод, что в постсоветском однополярном мире итало-американские отношения строились преимущественно на стремлении США привлекать своего союзника в военные миссии. Италия положительно реагировала на американские запросы в большинстве случаев из-за двухпартийного консенсуса по внешней политике.

Правоцентристы и левоцентристы Италии согласны с тем, что страна должна работать над повышением своего авторитета в международных отношениях. Политический истеблишмент Италии полагает, что стране необходимо вносить свой вклад в военные операции под руководством США, чтобы повышать свой престиж. Правоцентристы и левоцентристы также согласны с тем, что Италия должна быть ведущей миротворческой силой в мире. Наконец, несмотря на большую ориентацию правоцентристов на Вашингтон, а левоцентристов – на Брюссель, обе силы согласны с тем, что путь Италии – баланс между атлантизмом и европеизмом. Тем не менее, практика показывает, что зачастую трудно проводить политику, которая сочетала бы повышение авторитета, более активное участие в миротворческих операциях и сохранение баланса трансатлантического равновесия 40.

Таким образом, анализ отношений Италии с США демонстрирует преемственность приверженности итальянской внешней политики идее атлантизма с некоторыми эволюционными аспектами. Принцип атлантизма во внешней политике Италии сочетает баланс сотрудничества с целью обеспечения глобальных задач США и учет итальянских национальных интересов. Однако в современных условиях для Италии это возможно только за счет повышения своего авторитета среди союзников. При этом преференциальные отношения Италии с США в качестве вектора атлантизма стали особенно актуальны в постбиполярной системе международных отношений.

 

Примечания

 

  1. БОКЕРИЯ С.А., ДАНИЛОВ В.В. Особенности культурной дипломатии Италии на современном этапе. — Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 4, с. 643–653.
  2. АРБАТОВА Н.К. Европеизм и атлантизм как две опоры внешней политики Италии. — Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 3, с. 28.
  3. Romano S. Lo scambio ineguale. Italia e Stati Uniti da Wilson a Clinton Rome, Laterza. 1995, p. 11.
  4. Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. Washington, D.C., 1993, p. 343–345.
  5. HAASS R.N. Intervention: The Use of American Military Force in the Post-Cold War World (revised edition). Washington, D.C. 1999.
  6. BELLUCCI P. Italian intervention in Bosnia and the (slow) redefinition of defense policy / R. D’Alimonte and D. Nelken (eds.). Italian Politics: The Center-Left in power. Boulder.,1997, p. 206.
  7. PETERS J.E. et al. European Contributions to Operation Allied Force. Santa Monica. 2001, p. 19–21.
  8. MARRONE А. and UNGARO A.R. Relations between the United States of America and Italy in the post-Cold War period: a defense-industrial perspective. Cahiers de la Méditerranée. 2014, p. 12.
  9. Feb., 2003: Colin Powell on WMD. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FTeJWQMpX0E
  10. Bush – Blair Iraq war memo revealed. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/4849744.stm
  11. Bush Was Set on Path to War, British Memo Says. URL: https://www.nytimes.com/2006/03/27/world/europe/bush-was-set-on-path-towar-british-memo-says.html
  12. URL: https://undocs.org/S/RES/1483(2003)
  13. NUTI L. The richest and the farthest master is always best. Art. cit. Р. 189.
  14. LARRABEE F.S., et al. Changing U.S. defense policy and the war on terrorism: implications for Italy and for U.S.-Italian relations. Rome. 2002, p. 46.
  15. DAVIDSON J.W. America’s Allies and War. New York. 2011, p. 250.
  16. MARTINO A. Fatti e cronache della politica estera italiana. Rome. 1994, p. 126.
  17. CROCI O. Much ado about little: The Foreign Policy of the second Berlusconi government. — Modern Italy. 2005. Vol. 10. No. 1, p. 62.
  18. Joint Meeting of the House and Senate to Hear an Address by the Honorable Silvio Berlusconi, Prime Minister of the Republic of Italy. Congressional Record 152 (March 1, 2006), H454.
  19. URL: https://www.kommersant.ru/doc/654462
  20. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2006/apr/12/italy
  21. Обама: Италия по-прежнему будет близким союзником США. URL: https://regnum.ru/news/polit/2214930.html
  22. ROMANO S. Italian foreign policy after the end of the Cold War // Journal of Modern Italian Studies. 2009. Vol. 14. No. 1, p. 10.
  23. SARTO R.A. Del and TOCCI N. Italy’s politics without policy: Balancing Atlanticism and Europeanism in the Middle East’. — Modern Italy. 2008. 13:2, p. 141.
  24. BELLUCCI P. Italian Intervention in Bosnia and the (Slow) Redefinition of Defense Policy / R. D’Alimonte and D. Nelken (eds.). Italian Politics: The Center-Left in Power. Boulder: Westview Press, 1997, p. 209–216.
  25. GILPIN R. War and Change in World Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1981, p. 30–33.
  26. SANTORO C.M. La Politica Estera di Una Media Potenza: L’Italia dall’Unitá ad oggi. Bologna. 1991, p. 13.
  27. Il Riformista, 24.03.2009. — URL: https://bortocal.wordpress.com/2009/03/25/57-cp-dalema-«la-guerra-di-serbia-che-rifarei»
  28. COTICCHIA F. and GIACOMELLO G. Esiste una Via Italiana alla Cultura di Difesa? — Biblioteca della Libertà. 2008. XLIII. October-December.
  29. PANEBIANCO A. Guerrieri democratici, Bologna. 1997, p. 227.
  30. Costituzione Italiana Art. 11. — URL: https://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione.pdf
  31. MASTROLILLI P. and Molinari M. L’Italia vista dalla Cia, 1948–2004. Rome. 2004, p. 62.
  32. DAVIDSON J.W. The Prodi Government and Italy-US Relations: The Case for Optimism. — The International Spectator. 2006. July-September, p. 96.
  33. GILBERT M. Mario Monti and Italy’s Generational Crisis. — Foreign Affairs Snapshots, 14.02.2012. — URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/137200/mark-gilbert/mario-montiand-italys-generational-crisis
  34. Memorandum of Understanding Between the Ministry of Defense of The Republic of Italy And the Department of Defense of The United States of America Concerning Use of Installations/Infrastructure by U.S. Forces in Italy, 1995. — URL: https://it.usembassy.gov/wp-content/uploads/sites/67/2016/04/USSSO-shell.pdf
  35. The Unified Command Plan and Combatant Commands: Background and Issues for Congress. 2012, p. 30.
  36. США передали Италии гражданина Йемена, содержавшегося в спецтюрьме на базе Гуантанамо. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3443946
  37. Обама: Италия по-прежнему будет близким союзником США…
  38. British Council worker Aras Amiri loses appeal against 10-year sentence in Iran. — URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2019/08/19/british-council-worker-aras-amiri-loses-appeal-against-10-year/
  39. DAVIDSON J.W. Italy-US Relations since the End of the Cold War: Prestige, Peace, and the Transatlantic Balance. Bulletin of Italian Politics 1 (2), 2019, p. 295.
  40. BRIGHI E. ‘One Man Alone’? A Longue Durée Approach to Italy’s Foreign Policy under Berlusconi. — Government and Opposition. 2006. 41 (2), p. 295.